На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

СПБ-78

413 подписчиков

Особняк барона Кельха.

Несколько лет, проходя мимо дома №28 по улице Чайковского, любовался интересными решениями оформления фасадов. Но все мои попытки попасть вовнутрь были обречены на провал.

Я уже знал, чей это был дом, кто архитекторы, когда был построен и ковырял информационные поля в интернете. На каком-то сайте увидел, что, оказывается, есть люди, которые предлагают экскурсии за определенную сумму в определенное время. Даже однажды пытался дозвониться по указанным телефонам. Контакта не получилось, и я успокоился. И вот перед праздником «День КГИОП» вижу информацию о возможности свободно попасть на экскурсию в приглянувшийся мне домик «особняк барона А.Ф. Кельха». Для этого нужно в пятницу подойти к КГИОП с 10:00 до 16:00 и записаться, чтобы в субботу, а праздник именно в субботу, подойти в назначенное время и проникнуть с экскурсией в те самые облюбованные, желанные помещения.

Волей случая, мне по заданию моего руководства, необходимо было попасть на беседу к специалистам КГИОП и встреча была назначена на пятницу в 9:30. Поразмыслив о возможности опоздания и возможных длинных «советских» очередях (а люди туда пришли в основном очень преклонного возраста), я решил подойти пораньше. В 8:40 я завернул с улицы Росси за угол и увидел небольшую очередь у парадной. Занял очередь и обнаружил, что эти 30 человек – только частица очереди. Основная часть (бабушки) надавив на кнопки жалости охраны, проникли внутрь здания. Погода была очень ветреная и холодная. Очередь постепенно росла и ширилась, сетуя о забытых дома теплых свитерочках и кофточках. Появились люди, заходящие в двери минуя очередь. Бабушки насторожились и выставили свой пропускной пункт у дверей. Работникам КГИОП пришлось доказывать свою причастность к аппарату охраны памятников и только после этого дверь освобождали для входа на рабочее место. Время посещения специалиста я решил сдвинуть до момента получения записи на экскурсию. В 10:00 толпа постепенно переместилась на третий этаж, в огромный кабинет, где стояло 5 столов с работниками КГИОП. На каждом столе производили запись на конкретную экскурсию. Где куда записывали – неизвестно. Те кто первый попал к столам, начинал шуметь, что он хотел не сюда, но выбраться было ОЧЕНЬ сложно… Постепенно всё успокоилось и я попал именно к тому столу, где записывали «на Кельха». Выйдя на улицу покурить в 10:20 услышал за собой громкий голос сотрудника, информирующий толпу на улице, что «на Кельха» запись окончилась. Мест – нет! Шум толпы. Я покурил и пошел на прием внутрь под испепеляющими взглядами озябших любителей архитектуры, стоящих на улице.

Те, кто хорошо знает этот объект и его историю, думаю, не обидится, если я буду некоторые предложения заимствовать из интернетных повествований. Я не буду рассказывать историю самого участка застройки, хотя она тоже интересна, а сразу начну говорить о том, что молодая семья Кельхов в 1896 году решила заказать строительство нового дома у популярных архитекторов Санкт-Петербурга – В.И. Шене и В.И. Чагина.  За два года ими был построен лицевой корпус в стиле французского ренессанса. Он облицован розовым и светло-желтым песчаником. Фасад акцентирован аттиком, увенчанным высоким шатром.

Наверное, нужно сказать о самой семье… Варвара Петровна Базанова происходила из очень богатой семьи московских купцов. Ее дед, Иван Базанов, основал несколько предприятий в Сибири, включая золотые прииски, компанию по строительству железных дорог и пароходство, в которых он был главным акционером вместе с партнерами Яковым Немчиновым и Михаилом Сибиряковым. После смерти отца Варвара и ее мать Юлия унаследовали семейные богатства и основали новую компанию совместно с Константином Сибиряковым. Варвара в 1892  году вышла замуж за Николая Фердинандовича Кельха, сына петербургского потомственного почетного гражданина. Двумя годами позже он скончался.

Как часто случается в России, брат Николая Александр в том же году женился на богатой молодой вдове, что, возможно, произошло из соображений пользы дела, так как, в соответствии с добрачным контрактом, практически все богатства оставались в руках Варвары. С 1900  года супруги стали жить под одной крышей, но их совместная жизнь не задалась и в 1905  году они оформляют раздельное проживание.

В 1912 году Варвара Петровна уехала в Париж. В 1915 году Кельхи официально развелись. А. Ф. Остался в России, пытался заново начать жизнь, второй раз женился. После 1917  года он работал рабочим на одном из своих заводов в Сибири, бедствовал. В двадцатые годы А. Ф. Кельх вернулся в Петербург, но не смог найти работу, нищенствовал, торговал на улице сигаретами. В. П. Отправляла ему деньги, звала уехать в Париж. В 1930  году А. Ф. Был арестован, был сослан в лагеря, дальнейшая его судьба неизвестна.

Суббота! Мы с женой открываем заветную дверь и входим в вестибюль. Всё ожидаемо и знакомо (виртуально) но всё равно празднично и красиво. По требованию охраны подошли к столику со списками и, предъявив паспорта, получили разрешение пройти в следующую дверь для ожидания времени экскурсии. Экскурсоводов было несколько. Восемь групп из 20 человек водили по особняку по 30 минут. Всего записано было 160 человек. Теперь историю о мытарствах я прекращаю и начну рассказывать о самом особняке.

Поражает, прежде всего, отделка итальянским мрамором разных цветов - белого, розового, серого, коричневого. Затем взгляд приковывает прихотливый, характерный для модерна изгиб беломраморной лестницы. Стены вестибюля оформляют четыре живописных полотна конца XIX века с романтическими пейзажами. Между ними - лепной декор.

Не получилось резкой фотографии, а так хочется показать причудливое чудовище у основания лестницы...

В верней части пилястр изображение мужской головы. Считается, что это изображение братьев Александра и Николая Кельхов.

Часть входной двери и часть потолка вестибюля. Уже при входе поражает работа резчиков по дереву.

Потолок оформлен живописными арабесками, в его средней части - лепнина, ее главный элемент - лавровый венок, обрамляющий живописное полотно.

За поворотом поднимаемся на верхнюю площадку. Второй этаж. В левой части снимка видно аркаду. Арки опираются на пилястры и колонны из мрамора.

В нишах расположены мраморные копии скульптур А. Кановы - "Пробуждение" и "Венера Италийская".

Третья ниша тоже предназначалась для скульптуры, но потом в ней установили зеркало. По сторонам зеркала бронзовые канделябры с фигуркой крылатой Ники стоящей на шаре.

Потолок со световым фонарем украшен полихромным витражом. Под потолком помещены десять живописных полотен. Огромная люстра золоченой бронзы довершает необычайно пышное оформление парадной лестницы.

Переходим в Малую гостинную.

В Малой гостиной сохранилась скульптура, живопись, карнизы красного дерева с золочеными деталями, паркет, подоконники белого мрамора. Выход на уцелевший эркер оформлен по сторонам скульптурой - кариатидами египетского облика с лепными факелами над ними. Над проемом, ведущим в эркер - десюдепорт с изображением жертвенника  с головой ягненка на нем, опрокинутой корзиной роз, голубей. Над дверью в Белый зал - изображение Амфитриты в окружении морских обитателей. Над дверью, ведущей на лестницу - изображение полуобнаженной женщины с павлином и ягненком. Слева от нее - бюст мужчины. Стены оформлены продольными лепными барельефами. Пространства между ними были закрыты штофными панно в виде букетов цветов.

Огромный живописный плафон занимает весь потолок, рамой для него служит позолоченный карниз гостиной.

Первый и третий этаж  занимали жилые помещения. Интерьеры отличало свойственное модерну разнообразие используемых материалов, тщательность их обработки, единство оформления каждого помещения.

Верхний кабинет.

Интерьер  выполнен в стиле барокко, отделка  из орехового дерева.  В оформлении  дверей и центрального окна использованы колонны коринфского ордера. Монументальный камин сделан из лабродорита по образцу камина, находящегося в одном из залов Ратуши в Брюгге, выполненный в XVI в. Ланселотом Блонделем.   В первом ярусе обрамления камина использованы  колонны, на которых находится второй ярус антаблемента и сложная многофигурная композиция третьего яруса. В центре композиции ниша, в глубине которой изображение ворот, перед которыми стоит рыцарь, держащий в руке поднятый меч. По сторонам ниши пилоны с изображением гениев в венках, с двух сторон центральной части - консоли, на которых размещены женские фигурки в средневековых одеждах. В центре навершия - щит с буквами «КА» - Александр Кельх. Освещено помещение двумя люстрами из шпиатра. Стены украшали гобелены.

В декоре потолка наряду с резными композициями из дерева в виде цветов, листьев, гирлянд в крестообразных филенках потолка помещены изображения грабель, молота, косы, лопаты, мастерка,  композиции со щитом, перегороженным косой перевязью на две части, в правой части помещена шестиконечная звезда.

Дверь в столовую.

Дверь в бильярдную.

Рядом с Верхним кабинетом располагалась бильярдная , решенная в форме ренессанса. Для оформления использован дуб. Камин выполнен в виде арки из белого мрамора. По сторонам камина расположены два угловых дивана, приподнятых на ступень. Обивка выполнена из тисненой кожи. Из предметов мебели сохранился шкаф-подставка  для киев. В филенках потолка  помещены панно с арабесковой росписью. Сохранилась люстра темного металла.

Помещение не готовилось для экскурсии и было закрыто. Удалось сфотографировать только потолок.

Далее - Белый зал.

 Белый зал занимает среднюю часть корпуса с окнами на юг (ул. Чайковского). Белый мрамор использован для облицовки нижней части стен, обрамлений дверей  и для стенных пилястр ионического ордера. Интерьер решен в стиле «второго рококо». Стены украшены лепными композициями в виде букетов цветов, листьев аканта, букетов с включением музыкальных инструментов, лука со стрелами. В полуциркульных композициях под потолком помещены скульптуры играющих путти.  Между окнами помещены огромные зеркала. Беломраморные обрамления дверных проемов дополнены вставками из розового мрамора. Над дверьми скульптурные композиции с крылатыми грифонами и живописные десюдепорты с цветами. Паркет из разных пород дерева выполнен в виде ковра с букетами по углам и сетчатым декором по остальному полю. Освещается зал люстрой из золоченой бронзы, изготовленной на Санкт-Петербургской фабрике Штанге Лука в 1848 г.

Камин из светло-серого итальянского мрамора, с авторской подписью «M. Dillon, 1899». Камин состоит из трех частей: собственно камина, надкаминной полки со скульптурной группой и надкаминного панно с многофигурным барельефом. Топка камина выполнена в виде мраморной раковины, внутри которой на держателе в виде скрученных листьев аканта закреплена раковина из полированной латуни. Нижний ярус камина оформлен волютами. На каминной полке  - скульптура «Пробуждение весны».  Рельеф надкаминного панно состоит из взлетающей вверх женской фигуры в развевающемся одеянии, играющей на лютне, увитой розами.

Ну и теперь самое интересное помещение. Готическая столовая.

Столовая выдержана в формах готики. Стенные панели, потолок, мебель, обрамление дверных проемов и выхода на эркер выполнены из орехового дерева. В окна, разделенных переплетами  на узкие вытянутые части, помещены витражи. Потолок представляет собой композицию из пяти килевидных арок. Распор свода сдерживается  горизонтальными аркбутанами, опирающимися на консоли восточной и западной стен. Консоли декорированы гирьками и фигурами химер, в основании консолей  изображения пляшущих человечков. Стены украшены фризом, где помещены щиты с гербами.

В столовой находится  огромный камин. Топка облицована желтым  отделочным кирпичом. Обрамление  трехъярусное резное, первый ярус оформлен колоннами, средний представляет собой сложный антаблемент с геральдической композицией в виде щита с монограммой хозяев под рыцарской маской. Щит поддерживают олень и конь.  По сторонам средней части две консоли, оформленные резными гирьками, на которых установлены фигуры мужчины и женщины в средневековых одеждах под резными балдахинами. Верхний шатровый ярус оформлен резьбой, в виде стилизованного орла.

На антресолях был установлен концертный орган.

Хорошо видны ниши для расположения клавиатуры ног и двух мануальных.

С северной стороны расположена винтовая лестница, ведущая на антресоли.

 Освещается зал двумя люстрами, выполненными в виде ажурных ободов из сплава шпиатра, и небольшим светильником из того же материала, расположенным в эркере.  Восемь витражей выполнены в 1898 г. в мастерской Эрнста Тоде в Риге.

 

Ну вот и всё, что удалось мне увидеть при этой экскурсии. Еще хочу добавить, что работа Шене и Чагина не удовлетворила Варвару Петровну Кельх. По её желанию дальнейшие работы на участке вёл уже другой архитектор - К. К. Шмидт. Им к 1903 году были построены дворовой корпус, конюшни. Дворовому флигелю зодчий придал строго готические черты. Конюшни же выполнены в стиле модерн, что может означать привлечение к работам другого архитектора.

Это вид из окна. Во двор, пока, не удалось попасть.

Картина дня

наверх