Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин (1842—1904) — выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.
Родился он 26 октября 1842 года в Череповце в семье помещика. У него было три брата Младшие, Сергей и Александр были профессиональными военными; старший, Николай был общественным деятелем. Василий в возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. По окончании этого заведения, после короткой службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился с 1860 по 1863 г. В Париже учился и работал под руководством Жерома (1864—1865).
На фасаде Морского корпуса в Петербурге среди многочисленных мемориальных досок, посвященных знаменитым флотоводцам, висит одна с именем тоже учившегося в нем Василия Верещагина. Время от времени он оставлял кисть и лично участвовал в сражениях, несколько раз был ранен, награжден боевыми наградами,[ много утешествовал.
Побывал Верещагин на Кавказе, куда в те времена ехали многие русские люди искусства, охваченные романтикой гор и свиста пуль мятежных горцев, с которыми шли непрерывные войны. Он объехал весь Кавказ и много рисовал.
Вскоре генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками в Средней Азии Кауфман пригласил художника состоять при нем прапорщиком. Верещагин отправился в Ташкент и Самарканд. Там он пришел в восторг от ярких красочных одежд местного населения, знаменитых архитектурных памятников.
Верещагин не раз сам водил солдат в атаки, был ранен, а потом получил за эти подвиги Георгиевский крест, который постоянно с гордостью носил.
Картины художника вызвали восторг критики, сильное впечатление произвели полотна на основателя знаний военной тематики. На картинах не было пышных батальных сцен, портретов генералов в парадной форме, к вторым так привыкла публика, были запечатлены сцены военных будней, ратный труд солдат, страдания раненых, забытых на поле сражения. А его знаменное полотно «Апофеоз войны», на котором изображена груда черепов с кружащими над ней черными коршунами, стало символом антивоенных настроений автора. Разумеется, царский двор и командование армии встретили его батальные полотна в штыки.
Кавалера Георгиевского креста обвиняли в отсутствии патриотизма, говорили, что его картины «позорят честь русской армии» и т. п.
Верещагин побывал во многих странах Японии, Сирии и Палестине.
В 1901 году была организована выставка его картин в Чикаго. И тут приезжему из России неожиданно пришлось столкнуться с американскими гангстерами. К нему явились два «джентльмена», заявив, что если он хочет выставляться в США, то должен им платить. Верещагин был возмущен наглым вымогательством и ответил, что «людей, осмелившихся сделать ему такое предложение, нельзя считать джентльменами». Разъяренные мафиози засучили рукава и бросились на художника с кулаками. Однако Верещагин, которого природа не обделила силой, надавал «джентельменам» таких тумаков, что те еле унесли ноги.
После этого эмоциональная американская пресса стала писать о нем с восторгом.
Президент США Теодор Рузвельт предлагал ему остаться за океаном. Художник не пожелал и вскоре возвратился в Россию.
Художник создавал свои картины прямо на поле боя. Был неоднократно ранен турецкими пулями и снарядами.
Вскоре вспыхнула война с Японией, и художник снова отправился на войну.
31 марта 1904 г. корабль в близи Порт-Артура натолкнулся на мину. Взрыв был такой силы, что он тут же
пошел вместе с людьми на дно. Верещагин в этот момент находился на палубе с мольбертом.