На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

СПБ-78

413 подписчиков

Граф Бартоломео Франческо Растрелли.

 


Франческо Бартоломео Растрелли. Художник Лукас Конрад Пфанцель 1750-1760 годы 

Репост с питерской странички в LiveInternet - 

http://www.liveinternet.ru/community/petersburg/post215742948/ 

..............................................................................................................................................................................................................


РАСТРЕЛЛИ, БАРТОЛОМЕО ФРАНЧЕСКО (Варфоломей Варфоломеевич) (Rastrelli, Bartolomeo Francesco) (1700–1771), архитектор, крупнейший представитель зодчества барокко в России.

Родился в Париже, в семье итальянского скульптора БАРТОЛОМЕО КАРЛО РАСТРЕЛЛИ. 
В 1716 вместе с отцом, приглашенным на русскую службу, приехал в Петербург. В 1725–1730 учился за границей, скорее всего в Италии.

Первой самостоятельной работой молодого зодчего (до этого он исполнил порученный отцу проект паркового обустройства мызы Стрельна) был дом молдавского господаря А.Кантемира в Петербурге (1721–1727). Назначенный в 1730 придворным архитектором императрицы Анны Ивановны, спроектировал для нее деревянный дворец на берегу Яузы (Анненгоф в Лефортово; не сохранился), а также новый, т.н. третий Зимний дворец в Петербурге (1732–1736). В 1736–1740 построил для графа Бирона дворцы в Рундале (Руентале) и Митаве (Елгаве) в Курляндии (ныне Латвия). Наиболее значительной среди ранних произведений Растрелли был деревянный Летний дворец в Петербурге (основные работы 1741–1744), впоследствии разобранный при возведении Инженерного замка.


Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1742-1744 (700x409, 47Kb)

Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1742-1744



Для всех этих построек характерно еще весьма сдержанное барокко с достаточно плоскостными фасадами и умеренным применением скульптуры; не отходя слишком далеко от архитектуры петровского времени в смысле умеренного декора, Растрелли вместе с тем сохраняет и даже усиливает (особенно в Летнем дворце) свойственный ей пространственный размах. Умению мыслить масштабно-пространственно, в широком ландшафте, способствовал его дар художника-графика (чертежи и эскизы Растрелли принадлежат к шедеврам европейского архитектурного рисунка 18 в.).

Рундальский дворец - барочный дворцовый комплекс в Латвии.Построен  в 1730-х (700x396, 60Kb)

Рундальский дворец - барочный дворцовый комплекс в Латвии. Построен в 1730-х

Зимняя резиденция Курземского и Земгальского герцога Э.И.Бирона в Митаве (700x416, 73Kb)
Зимняя резиденция Курземского и Земгальского герцога Э.И.Бирона в Митаве (современная Елгава)



Высший расцвет творчества мастера наступает в середине века. В 1745–1757 он руководит работами по перестройке царских резиденций в Петергофе (ныне Петродворец) и Царском Селе (ныне Пушкин). Связав прежние постройки в целостные ансамбли, он объединяет их общим ритмом с помощью фасадов громадной протяженности и внутренних парадных анфилад, которым подчиняется – по принципу «галереи-блока» – вся планировка. В Петергофе зодчий преобразовал и значительно увеличил Большой дворец, создав заново почти всю внутреннюю отделку. Особой грандиозностью и великолепием отличается царскосельский Большой дворец, также практически созданный заново; барокко достигает здесь предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора; большую роль, что вообще характерно для работ мастера, играет раскраска стен (в данном случае – интенсивно-бирюзовая).

Екатерининский дворец (700x525, 142Kb)

Екатерининский дворец в Царском селе



Во всех случаях поразительная роскошь внутреннего дизайна (с обилием зеркал, золоченой резьбы, декоративной живописи и т.д.) сочетается с необычайной – и в то же время продуманной – масштабностью. Изыск и масштаб сливаются воедино и в обустройстве парадных подъездов к зданиям и парковых территорий (в царскосельском парке Растрелли, в частности, завершил начатый С.И.Чевакинским павильон «Эрмитаж» и построил «Грот»). В 1754–1762 по проектам Растрелли возводился новый Зимний дворец, который также поражает союзом живописной роскоши фасадной пластики и общего силуэта с логической строгостью планировки, зримо подчиняющей себе огромную городскую территорию.

Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге Ф.Б. Растрелли. 1749—1757 (700x460, 82Kb)
Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге Ф.Б. Растрелли. 1749—1757



Среди других произведений Растрелли – Воронцовский (1749–1757) и Строгановский (1752–1754) дворцы в Петербурге. 

Строгановский 052 (700x485, 116Kb)
Строгановский 057 (700x508, 128Kb)
Строгановский 060 (700x542, 138Kb)
Строгановский дворец на Невском проспекте,19 в Санкт-Петербурге



Помимо дворцовой архитектуры мастер радикально обновил русское церковное зодчество: в 1747–1750 он создал проект воссоздания обрушившегося шатра Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой (позднее украсив интерьер собора богатым лепным убранством), а также проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого в 1748–1767 вел И.Ф.Мичурин.

АНДРЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КИЕВЕ 4 (525x700, 145Kb)
Андреевский собор в Киеве



Самым крупным из его церковных сооружений, равно как и последним большим произведением, явился Смольный монастырь в Петербурге (1748–1764) с жилыми корпусами и храмами, скомпонованными в ансамбль вокруг центрального Воскресенского собора; последний, как и Андреевский храм в Киеве, центричен в плане, сочетая западные барочные новации с традиционным русским пятиглавием.

15 августа 2011 080 (700x525, 144Kb)

Собор Смольного монастыря Ф.Б. Растрелли. 1748—1764

С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла, и Смольный монастырь, хотя уже и сложившийся как ансамбль, остался недостроенным (в частности, не была возведена задуманная Растрелли гигантская колокольня).

Проектная модель Смольного монастыря. Мастер Я. Лоренц. 1750—1756 (464x600, 42Kb)
Проектная модель Смольного монастыря. Мастер Я. Лоренц. 1750—1756



Перестав получать заказы, мастер вышел в 1763 в отставку с поста обер-архитектора. В 1764 отделывал бироновские дворцы в Митаве и Руентале. В 1762 и 1767 наезжал в Италию в надежде улучшить свои дела (в том числе путем вывоза картин итальянских художников для продажи в Россию).

Умер Растрелли в Петербурге в 1771.

Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756 (700x427, 60Kb)
Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1752—1756

Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756. Янтарная комната (700x390, 76Kb)
Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1752—1756. Янтарная комната

Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. 1752—1756. Западный фасад (700x471, 59Kb)
Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. 1752—1756. Западный фасад
Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе Восточный фасад. Центральная часть (700x469, 67Kb)
Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе Восточный фасад. Центральная часть


Восточный фасад (700x517, 125Kb)
Восточный фасад

Атланты (700x464, 126Kb)
Атланты

Грот (Утренний зал) в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли (700x481, 106Kb)
Грот (Утренний зал) в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли

Грот (Утренний зал) C юго-восточной стороны (700x454, 125Kb)
Грот (Утренний зал) C юго-восточной стороны

Эрмитаж в Царском селе. Арх. М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Ф.Б. Растрелли. 1743—1753 (700x458, 74Kb)
Эрмитаж в Царском селе. Арх. М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Ф.Б. Растрелли. 1743—1753

Эрмитаж в Царском селе. 1743—1753. Вид с юго-восточной стороны (700x436, 63Kb)
Эрмитаж в Царском селе. 1743—1753. Вид с юго-восточной стороны

Екатерининский (Большой) дворец 1752—1756 . Восточный фасад (700x464, 95Kb)
Екатерининский (Большой) дворец 1752—1756 . Восточный фасад

Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756 . Восточный фасад. Центральная часть (700x500, 138Kb)
Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756 . Восточный фасад. Центральная часть

Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756. Въездные ворота (700x457, 140Kb)
Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756. Въездные ворота

Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций. Гравюра П.А. Артемьева, Е.Т. Внукова и Н. Челнакова с оригинала М.И. Махаева. 1761. ГЭ (700x260, 112Kb)
Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций. Гравюра П.А. Артемьева, Е.Т. Внукова и Н. Челнакова с оригинала М.И. Махаева. 1761

Екатерининский дворец. Зубовский корпус (700x525, 51Kb)
Екатерининский дворец. Зубовский корпус

Дворцовая площадь. Зимний дворец (640x480, 39Kb)
Дворцовая площадь. Зимний дворец.

Дворцовая площадь. Зимний дворец2 (650x433, 155Kb)

Зимний дворец 2 (640x480, 96Kb)
Дворцовая площадь. Зимний дворец.
Зимний дворец в Санкт-Петербурге (700x459, 136Kb)
Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Фрагмент западного фасада (536x600, 64Kb)
Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Фрагмент западного фасада



Фото фонтанов 8 июля 2011 032 (700x519, 155Kb)
Петергоф 

Фото фонтанов 8 июля 2011 034 (538x700, 85Kb)

Церковь апостолов Петра и Павла в Петергофе.  Ф.Б. Растрелли. 1747–1751 (700x486, 55Kb)
Церковь апостолов Петра и Павла в Петергофе. Ф.Б. Растрелли. 1747–1751

Фото фонтанов 8 июля 2011 130 (700x537, 107Kb)

АНДРЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КИЕВЕ8 (525x700, 121Kb)
Купола прекрасного Андреевский собор в Киеве

Екатериненский дворец, Царское  село (630x454, 172Kb)

Екатериненский дворец, Царское село. Фото Вадима Гиппенрейтора

Памятник Ф. Б. Растрелли.  в  Царском Селе 1991 (700x464, 125Kb)

Памятник Ф. Б. Растрелли. в Царском Селе 1991 год.

Спасибо гениальному архитектору Растрелли - создателю самых красивых зданий Санкт-Петербурга !

Картина дня

наверх